Спасо-Бородинский женский монастырь
Одинцовская епархия Русской Православной Церкви
Праздники и чтимые даты

Крестный ход – непременная принадлежность Бородинского праздника.

В 1814 г., спустя два года после Бородинского сражения, Александр I издал указ о праздновании победы над Наполеоном в Праздник Рождества Христова: «Декабря 25 число, день Рождества Христова, да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: “Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык”». Святитель Филарет (Дроздов), будучи тогда архимандритом, составилпоследования праздника, молебен и молитву.

Впервые крестный ход и молебен на Бородинском поле состоялись в 1839 г. В донесении Святейшему Синоду от 29 августа 1839 г. митрополит Филарет так писал об этом событии: «По Высочайшей воле Его Императорского Величества в 26-й день сего месяца (августа) совершилось назидательное и величественное торжество открытия и освящения памятника на Бородинском поле. (…) На высоте памятника сияет крест, а на лицевой стороне к западу, пред которою местоположение наиболее открыто, находится на нем изображение Нерукотворенного образа Христа Спасителя. Пред сим образом внутри решетки, которую огражден памятник, приготовлено было место и принадлежности для Богослужения; прочее пространство внутри решетки по Высочайшей воле предоставлено было чинам, бывшим в Бородинской битве. Здесь также Государю Императору благоугодно было дать место настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря, вдове генерал-майора Тучкова, убиенного в Бородинском сражении. Государь Император, обозрев готовность всего, послал одного из высших военных чинов дать знак к началу крестного хода, который немедленно и выступил от церкви, в преднесении хоругвей и креста, при пении стиха: спаси Господи люди Твоя. В шествии было два архиерея, четыре архимандрита, протоиереев и иереев епархиального и армейского ведомства 98, диаконов и прочих клириков 36. (…) Когда крестный ход приблизился к черте расположения войск, тогда Государь Император, приблизясь к церковному шествию, сопутствовал оному до памятника. (…) Государь Император собственною особою изволил дать повеление войску, или, как говорят военные, командовал на молитву: и сто двадцать тысяч воинов стали в молитвенное положение пред Богом. Тогда началось благодарственное молебное пение господу Богу, по вере царя и верного воинства, и народа спасшему Россию в годину искушения. Молитва пред окончанием онаго была коленопреклоненная. По окончании ея воспето “Тебе Бога хвалим”, и в сие время приблизился я к памятнику, и кропил святою водою сперва к образу Христа Спасителя, а потом и весь памятник, обходя вокруг онаго. В заключении молебствия возглашено многолетие Благочестивейшему Государю Императору и всей Августейшей Фамилии; а потом благочестивейшему Государю Императору Александру I вечная память; христолюбивым военоначальникам и воинам на брани за веру, царя и Отечество живот свой положивших вечная память; и наконец многолетие христолюбивому всероссийскому победоносному воинству».

Святитель Филарет указывал, что крестный ход начинался с ранней литургии в Смоленской церкви села Бородино, затем шел к памятнику на батарее Раевского, где служились заупокойная лития и благодарственный молебен, и далее – к поздней литургии в Спасо-Бородинский монастырь. Таким образом, торжественное шествие пересекало поле битвы на самом главном его участке – по бывшей линии фронта, с левого фланга на правый.

В этот же день 26 августа (8 сентября) 1839 г. возле памятника Раевского отслужили молебен, составленный святителем Филаретом в 1814 г. Эта традиция продолжается и до сих пор. Ежегодно 8 сентября православная Россия коленопреклоненно (именно так и было установлено) благодарит Спасителя такими словами: «…Видехом, Господи, видехом и вси языцы видеша в нас, яко Ты еси Бог, и несть разве Тебе … Благодарим Тя, Господи, яко наказуя наказал еси ны вмале, да не смерти во веки предаси нас. Даждь нам, Господи, память сего славного посещения тверду и непрестанну имети в себе, яко да в Тебе утверждени сыновним страхом и верою, и любовию, и Твоею крепостию ограждени, выну якоже днесь, поем и славословим имя святое Твое … «

Торжественные мероприятия на Бородинском поле возобновились в 1970-е гг. В 1989 г., то есть еще до открытия Спасо-Бородинского монастыря, по благословению Митрополита Ювеналия возродилась традиция крестного хода и молебна у памятника на батареи Раевского.

В 2012 г. крестный ход возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

В настоящее время крестный ход следует от монастыря до памятника. С каждым годом все больше представителей духовенства, армии и паломников съезжаются участвуют в нем.