Спасо-Бородинский женский монастырь
Одинцовская епархия Русской Православной Церкви

Роль святителя Филарета в устроении Спасо-Бородинского женского монастыря

Влияние, оказанное выдающимся церковным иерархом святителем Филаретом в истории русской православной церкви, а также в государственной и культурной жизни России в первой половине ХIХ в. трудно переоценить. Его авторитет был настолько велик, что современники, ощутившие на себе духовную силу святителя Филарета, именовали его Митрополитом Всероссийским, называли гениальным проповедником, великим богословом и крупным общественным деятелем.

Для игумении Марии и основанного ею Спасо-Бородинского монастыря святитель Филарет стал, прежде всего, мудрым благодетелем, духовным покровителем и верным наставником. Интонации, глубинные смыслы и философское содержание этих отношений передают прежде всего его письма к игумении. В 1868 г., спустя год после кончины святителя, они были изданы Обществом любителей духовного просвещения. Издание содержит 84 письма, написанные с 1828 г. по 1852 г. Ценность этих писем не оставляет сомнения. В них представлен во всю величину масштаб личности самого святителя, дают они возможность и оценить его влияние на жизнь основательницы и на историю Спасо-Бородинского монастыря. Приведенные здесь небольшие фрагменты этих писем показывают, что они являются истинной сокровищницей мудрости, в которой и сегодня можно найти ответы на многие вопросы духовной жизни, получить поддержку и утешение в скорбных жизненных обстоятельствах.

История нашей обители неразрывно связана с Отечественной войной 1812 года. Во время знаменитого Бородинского сражения, защищая Семеновские флеши, геройски, со знаменем в руках, погиб генерал-майор Александр Тучков. Его любимая жена Маргарита Михайловна Тучкова, оставшись с годовалым младенцем на руках, настолько была сражена своим горем, что родные опасались за ее жизнь и рассудок. Спустя два месяца после сражения, она нашла в себе силы прийти на Бородинское поле и среди тысяч непогребенных тел искать тело мужа. На месте его гибели Маргарита Тучкова в 1820 г. воздвигла церковь во имя Спаса Нерукотворного. Все силы своей души она посвятила воспитанию сына Николая. Но в 1826 г. Николай заболел и умер на руках матери. Маргарита Михайловна похоронила его в склепе Спасского храма. Насколько сильно она любила своего мужа и сына, настолько глубоко познала и горечь утраты. «В мире стало пусто. Не для кого жить», - говорила она своим близким.
В этой тяжелой ситуации святитель Филарет стал человеком, который направил жизнь бородинской вдовы в русло, предназначенное ей Самим Богом. «Есть благий и благодетельный чин в делах Судеб Господних, - писал он Маргарите Михайловне, - по которому Бог, призывая Вас к любви небесной, постепенно взял у Вас предметы земной, хотя и непорочной любви. … Не грешно мыслить, что может быть, Вы избраны орудием для утешения тысяч страждущих».

В одно из первых посещений святителя, М.М. Тучкова застала у него пожилую женщину с тремя сыновьями. Когда они вышли из комнаты, митрополит сказал: «Тоже бородинская вдова, и ее сироты». В ответ на это Маргарита Михайлова воскликнула, не в силах сдерживать слезы: «Три сына, а у меня все отнято! За что?». В ответ на это святитель Филарет строго ответил: «Вероятно, она более Вас заслужила своею покорностью милость Божию». Маргарита Михайловна была не готова к такому обличению и в слезах уехала домой. Но уже через час митрополит посетил вдову со словами: «Я оскорбил Вас жестким словом, Маргарита Михайловна, и приехал просить у Вас прощения». Смирение архипастыря глубоко тронули Тучкову и положили начало их доверительным отношениям.
Великий знаток человеческих душ, Святитель Филарет неторопливо и мудро начал духовное врачевание Маргариты Михайловны. В феврале 1829 г. он писал ей: «”В мире стало пусто”, - говорите Вы. Итак, небольшое число любезных душ составляло полноту мира. Верно ли сие? Зачем пусто там, где, как и прежде, пребывает «везде Сый и вся Исполняяй? Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!». – когда же могло сделаться пусто?».
Вот другой отрывок из ранних писем святителя Филарета: «Супруг Ваш – с мучениками, сын – с девственниками. Вас ведет Господь тем и другим путем, чтобы соделать Вас участницей той и другой радости. Мученики не проливали слез во время страдания, и девственники не сетовали об одиночестве. Последуем им, насколько можем. Наше дело – нести налагаемые кресты с любовью, детским смирением и христианским терпением, а не измерять их и не сравнивать с другими, не сетовать в лишениях, а бодрствовать над собой и крепиться, дабы, изнемогши, не лишиться уготованной награды. Время Вам без ужаса и горести верить, что нет для Вас лучшего пути к Небесному Царствию. Припоминайте чаще: сила Божия в немощи совершается.
Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».

Под благодатным воздействием святителя Маргарита Михайловна стала навыкать смиренному и спасительному сознанию благого над собой Промысла Божия. У нее появилась мысль о принятии монашества, но святитель отнесся к этому желанию сдержанно. Он написал ей: «Что делается на всю жизнь, то лучше делать нескоро, нежели торопливо». Святитель посоветовал, прежде всего, воспитывать в себе «внутреннего человека». Однако, когда для смирения плоти Маргарита Михайловна наложила на себя вериги, то святитель Филарет призвал ее держаться умеренности в подвигах и посоветовал отложить вериги, упражняясь в покаянии, бездерзновенности, привыкая к смиренному сознанию собственной немощи и всецело предавая себя в волю Божию.

Маргарита Михайловна с благодарностью принимала наставления архипастыря, во всем советовалась с ним, ничего не предпринимала без его благословения. Сколько любви, смирения и почтения можно увидеть в последних строках ее единственного сохранившегося письма к святителю: «Отец наш! Вспомните меня недостойную пред очами Божиими. Препоручаю себя Вам, молю Господа, да соделает меня достойной молитв Его о Вас! Берегите Ваше драгоценное здоровье! Берегите себя не ради нас, но ради совершения дела Господа нашего Иисуса Христа. Простите, Отец-Благодетель! Хотелось бы назвать себя Вашею послушницею. Но я недостойна сего названия. Буду стараться заслужить его. Целую руку Вашу! Благословите!».

Восемь лет подвижнической жизни провела Маргарита Михайловна на Бородинском поле. Она руководила уже большой женской общиной при Спасской церкви, когда святитель Филарет благословил ее на принятие иноческого пострига. В 1836 г. в Троицком соборе Сергиевой Лавры наместник архимандрит Антоний (Медведев) совершил иноческий постриг 55-летней М.М. Тучковой, с именем Мелания. Святитель Филарет был ее восприемным отцом и подарил новопостриженной инокине свою рясу и келейную камилавку.

В своем письме к брату Михаилу Нарышкину и его жене Елизавете инокиня Мелания писалау: «Помолись со мною, Михайло, и ты, Елизавета, да с принятием иноческого сана, с сошествием в Невестник Христов, удостоилась бы я разделить чашу Его тяжких страданий… Мы живем мирно, тихо, все пятьдесят как единая душа. Сим единодушием благословил нас Бог. Но мы еще не подвижницы. Мало трудимся; мало любим… Имею я большое утешение в назидании Преосвященнейшего Филарета. Его святое сердце никогда не оскудевает в любви к ближнему. Уповаю на его молитву, и ощущаю, что он молится о мне».

В 1838 г. Спасская община была преобразована в монастырь и обнесена кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. В одной из них была устроена небольшая церковь в честь праведного Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского архипастыря. 23 июля 1839 г. святитель Филарет приехал на освящение этого храма. После богослужения он произнес проповедь, целью которой имел внушить бородинским насельницам, что отныне предстоит им работа сложнейшая – созидать в своих душах «храм духовен». Он говорил: «Да, обитатели обители, посетители храма! – когда обитель построена, когда храм освящен; тогда еще не все сделано! Есть еще обитель и храм, которые должно созидать и освящать». Затем святитель обошел с крестным ходом весь монастырь, окропил святою водою стены обители, святительским благословением осенил ее и каждую из сестер. В память об этом знаменательном дне святитель Филарет подарил монастырю Евангелие и золотой напрестольный крест.

Он призывал инокиню Меланию не обременять себя думами и заботами о пропитании, а более надеяться на молитву и помощь Божию. В своем письме к архимандриту Антонию (Медведеву) основательница обители писала: «…Спрашиваете, не имею ли какой мысли, как умножить способы (средства содержания обители)? - Никакой, кроме упования на Бога и покорности воле Его. К тому прибавлю: повиновению слову (святителя Филарета), не дозволяющему мне возмущаться заботами».

И Господь не оставлял своими милостями обитель. Память о войне с французами и предания о Бородинском поле были так свежи, что нашлись благочестивые люди, которые предложили новорожденной общине свою посильную помощь. Жертвователи и благодетели знали, как строго соблюдалось в Бородино поминовение их имен на проскомидии и на сугубой ектенье. Но самым важным было то, что еще при составлении святителем Филаретом «Правил» общежительного заведения, в нем была определена «особая обязанность пребывающих в сем Общежитии – приносить молитвы за (…) православных вождей и воинов, которые в сих местах за Веру, Государя и Отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е». Поминовение воинов было обязанностью каждой сестры, и это приносило особое благословение от Господа.

В августе 1839 г. Спасо-Бородинский монастырь посетил император Николай I. Он пригласил инокиню Меланию на торжественное празднование 27-ой годовщины Бородинского сражения и 25-летия победоносного окончания военных действий в Европе, к которому были приурочены открытие памятника на батарее Раевского и грандиозные военные маневры. Святитель Филарет принимал активное участие в организации празднования. Он освятил памятник, написал благодарственный молебен и молитву по этому случаю.

28 июня 1840 г. в Троицком соборе Сергиевой лавры святитель Филарет совершил монашеский постриг настоятельницы Бородинской обители в мантию, с наречением имени Мария. На следующий день во время литургии святитель Филарет возвел матушку Марию в сан игумении и совершил особый древний обряд посвящения ее в чин диаконисы. В своем письме к сестрам игумения Мария сообщала, что при постриге в глазах святителя Филарета стояли слезы, которые прерывали его речь. Свое же положение игумения Мария оценила такими словами: «Я теперь ваша крепостная слуга…».
Настоятельница Бородинской обители пользовалась большим уважением при дворе императоров Николая I и Александра II, которые неоднократно посещали монастырь. Будучи цесаревичем, Александр II молился в Спасском храме и общался с матушкой в ее кельях. В 1840 г. Бородинская игумения удостоилась высокой чести быть восприемницей при миропомазании невесты наследника принцессы Марии Гессинской, будущей царицы Марии Александровны.

Святитель Филарет писал Бородинской подвижнице: «Я рад, что Вы избраны быть при Миропомазании принцессы. При помощи Божией, она будет в Вас иметь подле себя душу молящуюся, чувствующую нежность веры, чистоту Православия и святость Таинства. Бог поможет Вам возвестить в сердце ее слова мира, любви и утешения. Хорошо, что и Вы получаете новое побуждение молиться с любовью о возлюбленном Царском семействе. Подвиг надобен, а молиться с любовью есть легчайший и приятнейший из подвигов».
Святитель не ошибся. Будучи еще цесаревной, Мария Александровна подарила матушке молитвослов, который подписала следующими словами: «Подкрепите Вашими молитвами мое сердечное желание заслужить любовь русского народа». Между игуменией Марией и Марией Александровной возникли самые теплые и искренние отношения, которые поддерживались частой перепиской, продолжавшейся до самой кончины матушки.

Святитель Филарет не считал за малое дело участвовать в решении различных хозяйственных и экономических вопросов, возникающих у настоятельницы обители. Вот отрывок из его письма, в котором запечатлен мудрый совет святителя по хозяйственному попечению монастыря: «Не многих забот заслуживают наружные благовидности. Не надо засматриваться на живущих в жилищах благолепных и великолепных, надобно чаще вглядываться на живших в пещерах и в хижинах…». В следующем письме речь идет о возведении Владимирского собора: «План храма и других зданий смотрел я сейчас. Хорошо. Довольно, что построили в воображении, если еще не дают построить на земле. Первое построение дешевле. Но второе преходящее, как первое. Молитесь прилежно в малом храме, и будете иметь великий или на земле, или на небесах…».

Игумения Мария много сил и трудов положила на святое дело постройки нового соборного храма. Она лично занималась приготовлением материалов, сводила счеты, толковала с подрядчиками. Но увидеть новый собор не на бумаге, а в камне она не успела. В 1852 г. игумения Мария заболела. 18 апреля 1852 г. после литургии архимандрит Лужецкого монастыря Иннокентий с двумя иеромонахами совершили таинство соборования, по окончании которого матушка испрашивала у всех прощения. В этот день святитель отправил матушке письмо, в котором заботливо утешал и наставлял духовную дочь: «В случае страдания, поминайте спасительные за нас страдания Господа Иисуса, и общением веры да облегчатся, и да соделаются благоугодною Господу жертвою, и Ваши страдания. Аще с Ним страждем, с Ним и спрославимся…Господь да не оставит милостию своею Вас и сущих с Вами». Игумения Мария преставилась 29 апреля (12 мая) 1852 г. на 72 году жизни.

С ее кончиной не закончилось попечение святителя Филарета о Бородинской обители, о чем свидетельствуют его сохранившиеся письма за 1852-1859 гг. к игумении Сергии. Также он принимал постоянное участие в судьбах тех сестер Спасо-Бородинской обители, которых позже назначил настоятельницами монастырей. В своих обителях все они стали продолжателями древних традиций общежительного монашества:
- игумения Антония (Троилина) - в Московский Страстной монастырь, а затем - в Ново-Алексеевский;
- игумения Валерия (Боде) - в Страстной монастырь;
- игумения Валентина (Боронина) - в Зачатьевский монастырь;
- игумения Соломия (Воейкова) - в Вологодский монастырь;
- монахиня Евфросиния (Дехтерева) – в Полоцкий монастырь.

Для Мария Михайловны Тучковой святитель Филарет стал, прежде всего, мудрым духовным наставником. Своей отеческой заботой направил ее на путь духовного совершенствования. Преодолевая душевную боль от потери двух дорогих ее сердцу людей, мужа и сына, она осознанно приняла монашеский постриг от руки святителя Филарета и стала духовной матерью для двухсот сестер основанной ею обители.

Святитель Филарет в течение 50 лет своего предстоятельства усердно занимался устроением жизни в монастырях. Именно он возродил общежительное монашество, правила которого были связаны с общими трудами и общей трапезой для монахинь разных сословий. В таких монастырях крестьянки и дворянки ели вместе, а трудились на общих послушаниях. Случалось, что дворянка могла ухаживать за монахиней крестьянской, если та была выше по духовному званию. В условиях крепостного права, существовавшего в России, это кажется практически невозможным. Действительно, к началу 1821 г. из десяти женских монастырей Московской епархии ни один не был организован на общежительных началах. Святитель Филарет ввел первый общежительный устав в Аносиной пустыни, а второй – в Спасо-Бородинском монастыре.

Игумении Марии посчастливилось принадлежать к кругу святителя Филарета, а Спасо-Бородинскому монастырю – ощутить на себе его духовную силу, быть под его покровительством и мудрым наставничеством. Несмотря на огромную занятость, владыка с большим вниманием следил за состоянием дел в обители, благодаря чему имел возможность давать мудрые советы по устройству монастырской жизни. Поэтому и по сегодняшний день сестры обители помнят, почитают и ежедневно возносят молитвы перед святыми мощами святителя Филарета, уповая на его предстательство пред Господом о процветании святой обители и духовном возрастании насельниц.