Спасо-Бородинский женский монастырь
Одинцовская епархия Русской Православной Церкви

Возвращение Тихвинской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинский монастырь

7 января 2018 г., в день праздника Рождества Христова, председателю Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону пришло письмо из Германии от графа Вольфганга Кастеля. В нем сообщалось, что граф унаследовал от отца - немецкого офицера Георга Кастеля - Тихвинскую икону Божией Матери. Как рассказывал Вольфгангу отец, она была приобретена им у двух монахинь Спасо-Бородинского монастыря в деревне Острицы 30 октября 1941 г. Об этом была составлена расписка за подписями А.Ф. Райдаковой и А.И. Ивановой. В своем письме Вольфганг Кастель изъявил желание возвратить икону «по месту ее первоначального пребывания».

Для оценки внешнего вида иконы, ее художественных особенностей и стоимости немецкой стороной была проведена экспертиза под руководством специалиста по иконам Торгово-Промышленной Палаты г. Мюнхена и Верхней Баварии Бернхарда Борнхайма. Результаты экспертизы были приложены к письму графа Кастеля.

Митрополит Иларион изложил содержание немецкого письма управляющему Московской епархией митрополиту Ювеналию. По благословению владыки Спасо-Бородинский монастырь подключился к переговорам с немецкой стороной. Сестры монастыря начали работу по поиску сведений, подтверждающих нахождение Тихвинской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре до революции 1917 г.

Изучая документы Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО), сестры узнали, что икона Тихвинской Божией Матери находилась в алтаре храма церкви Филарета Милостивого: «На Горнем месте, за Престолом, Образ Тихвинской Божия Матери мерою 1 ¼ аршина х 15 вершков древней иконописи в медной посеребренной ризе таковым же вызолоченным венцем весом примерно 7 фунтов». Указанные размеры совпадали с размерами иконы, хранящейся у В. Кастеля.

Другим доказательство стал имеющийся на обратной стороне иконы оттиск гербовой печати семьи Нарышкиных.

Немецкая экспертиза описывала его так: «Два зубчатых сегмента, наложенных друг на друга, угол который образует двойной ромб, а также орел с расправленными крыльями в верхней части разделенного на две части геральдического поля – это, вне всякого сомнения, герб семьи Нарышкиных». Российские специалисты подтвердили, что подобная форма герба появилась во второй половине 18 в., то есть до унификации российских гербов в середине 19 в. Немецкий эксперт сделал заключение, что икона была написана в первой половине 19 в. Впоследствии с этим согласились специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления. В своем заключении они определили, что икона была написана в 1830-1840-е гг., а также, что ее автор обращался к образцам иконографии XVI - XVII вв.

Отец основательницы монастыря М.М. Тучковой Михаил Петрович Нарышкин был подполковником Санкт-Петербургского пехотного полка. Он являлся потомком в 13-м колене знаменитого древнего боярского рода, к которому принадлежала царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. В упомянутых выше архивных документах есть сведения о пожертвованиях, сделанных членами семьи Нарышкиных. Вероятно, и Тихвинская икона Божией Матери с гербом Нарышкиных на обратной стороне могла быть даром этого благочестивого семейства. Есть все основания полагать, что икона была написана специально для храма св. Филарета Милостивого ко времени его освящения 23 июля 1839 г.

Помимо размеров иконы и наличия на ее оборотной стороне печати Нарышкиных, еще одним доказательством стало обнаружение в архивных документах упоминаний сестер монастыря Аркадии Федоровны Райдаковой и Александры Ивановны Ивановой, которые, согласно письму В. Кастеля, и передали образ немецкому офицеру.

После революции 1917 г. монастырь был преобразован в Спасо-Бородинскую сельскохозяйственную коммуну. В нее входило 180 сестер исключительно крестьянского происхождения. Около 40 монахинь, «основное занятие коих – исполнение религиозных треб», не вошли в коммуну, а были приняты на ее иждивение. Кроме того они были лишены избирательных и других гражданских прав. В 1924 г. председателем коммуны стала монастырская сестра Александра Пронина.

Она подала заявление в Можайский уездный Исполнительный комитет с просьбой восстановить «в гражданских правах, с правом избирательного голоса» не вошедших в коммуну монахинь. К этому заявлению был приложен список из 38 фамилий. Во главе него значились Лидия Харитоновна Сахарова, которая недолгое время исполняла обязанности настоятельницы Бородинской обители, и Рахиль Михайловна Короткова - прославленная в лике святых преподобная схимонахиня Рахиль Бородинская. Замыкала этот список Аркадия Федоровна Райдакова. Однако на просьбу А. Прониной Исполнительный комитет ответил отказом, заявив, что указанные в списке лица «действуют разлагающе на умы граждан религиозным дурманом». Хотелось бы отметить, что на тексте заявления Прониной стоит несколько резолюций, в одной из которых высказывалось требование распустить коммуну, а существующие на территории монастыря постройки использовать под «культурные цели». Впоследствии более половины сестер из этого списка прошли через репрессии, ссылки, тюрьмы и лагеря.

Пострадать за веру сподобилась и монахиня Аркадия. Из опубликованных архивно-следственных дел о репрессиях против духовенства известно, что монахиня Аркадия (Райдакова) родилась в 1877 г. в крестьянской семье в деревне Острицы Смоленской губернии. Получив начальное образование, она в 15-летнем возрасте поступила в Спасо-Бородинский монастырь, где подвизалась более тридцати лет и приняла монашеский постриг. Незадолго до закрытия монастыря монахиня Аркадия переехала в Клин, где присоединилась к небольшой монашеской общине. 5 апреля 1931 г. она была арестована по делу так называемой «контрреволюционной организации “Истинных христиан”». В архивно-следственном деле отмечалось, что она «участвовала в нелегальных собраниях филиала и занималась активной антисоветской агитацией». Однако, как следует из указанного документа, «виновной себя не признала». 20 мая 1931 г. монахиня Аркадия была приговорена к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.

О монахине Александре (Иванова) известно, что она крестьянского происхождения и до закрытия монастыря несла послушание на сельскохозяйственных работах. Ее фамилию мы встречаем в списке Спасо-Бородинской коммуны за 1925 г. Там же есть отметка и о ее возрасте – 40 лет. В этом списке есть подпись монахини Александры, которая идентична подписи на расписке, представленной немецким графом.

Монахиня Аркадия, отбыв наказание, в конце 1930-х гг. вернулась на свою малую родину в Смоленскую губернию. Сестры жили недалеко от церкви Благовещения пресвятой Богородицы, основанной еще в XVI в. В середине 1930-х гг. церковь закрыли, но монахини продолжали молиться тайно в своем скромном убежище.

В результате проведенной исследовательской работы, сестры монастыря собрали воедино доказательства принадлежности иконы, хранящейся у В. Кастеля, к Спасо-Бородинскому монастырю и подготовили письмо на его имя. Узнав о горячем желании сестер монастыря вернуть икону в родную обитель, граф В. Кастель со своей супругой Вареной начали готовиться к поездке в Россию.

В поисках помощников по возвращению иконы граф узнал, что в 2009 г. братия находящегося недалеко от его дома бенедиктинского монастыря в аббатстве Мюнстершварцах возвратила в Россию Казанскую икону Божией Матери. Граф решил обратиться в этот монастырь за советом и помощью.

Настоятель монастыря Аббат Михаил (Репен) одобрительно отнесся к желанию графа. Он благословил монаха Юлиана, владевшего русским языком и участвующего в передаче Казанской иконы Божией Матери в 2009 г., помочь В. Кастелю в этом благородном деле и при необходимости сопровождать его в качестве переводчика в Россию.

Монах Юлиан, действуя по поручению графа, вел переписку со Спасо-Бородинским монастырем. В ней он согласовал дату приезда графа в Россию и некоторые детали его пребывания. Первоначально планировалось организовать приезд графа на Престольный праздник Бородинской обители 8 сентября 2018 г., в день Сретения Владимирской Божией Матери. Но именно в этот день граф должен был присутствовать на крещении своего внука Георга. В результате было принято решение, что граф со своей супругой приедут в монастырь в начале августа, а его сестра Габриэлла в сентябре.

В наше время, когда из всего наследия игумении Марии сохранились лишь малые крупицы, возвращение монастырской святыни, перед которой молились основательница монастыря, а затем другие настоятельницы и сестры до самого его закрытия, имеет огромную духовную и историческую ценность.

Возвращение

Утром 6 августа 2018 г. Тихвинская икона Божией Матери в сопровождении графа Вольфганга Кастеля, его супруги и монаха Юлиана покинула Германию.В Бородино готовились ко встрече образа. Настоятельница Спасо-Бородинского монастыря игумения Серафима и монахиня Гликерия выехали встречать Бородинскую святыню в аэропорт Домодедово. Директор Бородинского музея И.В. Корнеев предоставил для встречи иконы и немецких гостей вместительную и комфортабельную музейную машину с водителем.

Владимирский Собор был празднично украшен цветами. Благочинный монастырей Московской епархии Владыка Роман епископ Серпуховской в сопровождении клириков обители, сестер, прихожан и паломников крестным ходом вышли к главным воротам монастыря. В ожидании иконы совершили молебен с пением акафиста Пресвятой Богородицы. Когда солнце скрылось за горизонтом и в руках, молящихся зажглись свечи, с колокольни донеслось радостное: «Едут!» и над Бородинским полем разлился колокольный звон. Под этот торжественный звон к святым монастырским вратам подъехала машина с иконой. Сестры обители приняли ее из рук немецкого графа. Владыка Роман в земном поклоне помолился перед образом Божией Матери. Вместе с Владыкой молились сестры и паломники, и каждый, кто участвовал в той молитве, может подтвердить, что почувствовал, как неизъяснимая словами благодать наполнила сердце. Затем крестным ходом под несмолкающий колокольный звон икона торжественна была внесена во Владимирский собор и установлена на центральный аналой перед алтарем. Перед образом отслужили молебен. Все присутствующие смогли приложиться к вернувшейся в родную обитель святыне.

На следующий день 7 августа, в день успения праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы, епископ Роман возглавил праздничную Божественную литургию во Владимирском соборе. На богослужении присутствовали директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника И.В. Корнеев, представители администрации Можайска, прихожане и паломники. По окончании литургии был отслужен молебен. Затем Владыка обратился к В. Кастелю со словами благодарности. Он отметил, что в результате предпринятых графом усилий по возвращению иконы Тихвинской Божией Матери, появилась возможность впервые за 77 лет молиться на русском языке перед святым образом, вернувшимся в родную православную обитель. В память об этом историческом событии владыка Роман преподнес графу в дар от настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря игумении Серафимы с сестрами рукописный образ Тихвинской иконы Божией Матери.

В своем ответном слове граф В. Кастель обратился ко всем с приветствием и рассказал о причинах принятого им решения вернуть образ в родную обитель. Он сказал следующее: «Во-первых, она здесь написана и должна находиться по праву, но и также потому, что ее возвращение Вам, досточтимая мать игумения и дорогие сестры, будет знаком нашего примирения. Вторая мировая война, начатая Германией, принесла множество страданий русскому народу. Много пострадало людей и здесь в Бородино и его окрестностях. Мы, дети и внуки того времени, не можем это исправить, но хотели бы сегодня послать сигнал мира и дружбы».

По окончании праздничной трапезы игуменией Серафимой и графом В. Кастелем был подписан договор о благотворительном пожертвовании Тихвинской иконы Божией Матери Спасо-Бородинскому монастырю.

Эхо войны

Во второй половине 7 августа граф Вольфганг и его спутники в сопровождении матушки Серафимы и монахини Гликерии выехали в деревню Острицы. Матушка Серафима с сестрами побывала там еще в июле, разыскивая по просьбе графа место, где в 1941 г. его отец приобрел икону у бородинских монахинь. В ту поездку, а именно 12 июля 2018 г., они нашли только место, где когда-то стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь была окончательно разрушена в 1960-е гг. Заросшее травою место храма, старое кладбище и одинокие, покосившиеся от времени деревенские дома – вот и все, что напоминало о прежней жизни. В одном из таких домов проживала 77-летняя жительница деревни Галина, с которой матушка Серафима познакомилась еще во время поездки в июле 2018 г. Была она представлена и немецкой делегации.

Галина рассказала, что в октябре 1941 г. ее деревню сожгли, а всех жителей отправили в концентрационный лагерь. Среди них была и ее беременная мать. Галина родилась уже в лагере в ноябре 1941 г., за три дня до праздника архангела Михаила. Вскоре их с матерью отправили в лагерь под Минском. Детство Галины, самое начало ее жизни совпало с первым годом войны. «Эхо войны» - так она себя и называла. Ее память сохранила лишь несколько, видимо, самых ярких и острых детских воспоминаний – колючая проволока, танки и трупы солдат. Пережив все ужасы войны, Галина вернулась в родную деревню.
Бедное жилище этой простой женщины, которая сама была живым свидетельством того страшного военного времени, и ее рассказ о пережитой трагедии не могли не отозваться в душах немецких гостей и бородинских монахинь. В какой-то момент граф уединился и, погруженный в себя, молча бродил по местам, где когда-то ходил его отец. Немецкий офицер Георг Кастель пришел на эту землю с оружием, но его сын – Вольфганг - вернулся с миром, покаянием и надеждой исцелить раны той страшной истории.

Россия - гостеприимная страна. Чету Кастель и монаха Юлиана сестры окружили вниманием и заботой. Программа пребывания немецких гостей в Бородино включала множество интересных экскурсий, поездки в Троице-Сергиеву Лавру и другие монастыри Подмосковья. Но, как позже признались супруги Кастель, из всего, что они узнали и увидели в России, самым памятным воспоминанием для них стало общение с русскими людьми. Надолго запомнится им последний вечер в монастыре, когда вместе с матушкой игуменией и сестрами за традиционным русским чаем слушали и пели духовные песнопения. Монах Юлиан играл на фортепиано произведения Баха, подпевал сестрам на русском языке и аккомпанировал графу с супругой.

С немецкими гостями матушка Серафима простилась в Москве, где граф смог увидеть, как икона была передана в одну из лучших реставрационных мастерских. Кроме того граф Кастель еще раз встретился с епископом Романом, который передал ему благодарственное письмо и подарочное издание от управляющего Московской епархией митрополита Ювеналия.

8 сентября 2018., в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, семью Кастель на Престольном празднике Спасо-Бородинского монастыря представляла сестра графа Габриэлла. Она приехала за несколько дней до торжества и успела войти в ритм монастырской жизни, завоевав расположение сестер обители.

В январе 2019 г. в обитель пришло письмо от монаха Юлиана. В нем он сообщил о приезде к нему в монастырь четы Кастель и сестрой. Монах писал, что они очень тепло вспоминали поездку в Бородино и сердечно отзывались о гостеприимстве сестер обители.

После реставрации Тихвинская икона Божией Матери в обновленном виде вернулась в родную обитель. Здесь она обрела свое новое место во Владимирском соборе. Каждый день сестры монастыря поют перед образом нашей Заступницы Небесной акафист, кладут поклоны и молятся: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Материал подготовлен сестрами Спасо-Бородинского монастыря.

Редактор Жанна Артамонова, кандидат исторических наук, сотрудник Российского государственного архива социально-политической истории.