Спасо-Бородинский женский монастырь
Одинцовская епархия Русской Православной Церкви
История

Настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря

- Игумения Мария (Тучкова) 1852
- Игумения Сергия (Волконская) до 1871
- Схиигумения Алексия 1880
- Игумения Филофея (Гежелинская) 1899
- Игумения Гавриила (Львова) 1906
- Игумения Евгения (Прудникова) 1911
- Игумения Ангелина (Курочкина) 1924
- настоятельница Лидия (Сахарова) до 1929

Игумения Сергия (Волконская) 1852–1871

Княгиня Софья Васильевна Волконская была второй настоятельницей Спасо-Бородинской обители. Она пришла в монастырь в 1848 г. после череды семейных несчастий – смерти малолетних детей и мужа. 4 октября 1852 г. Софья Волконская была пострижена в монашество с именем Сергии, а на следующий день святитель Филарет посвятил ее в сан игумении.

Насельницам монастыря тяжело было привыкать к жизни без игумении Марии. Крайне требовательная к себе, новая настоятельница Сергия спрашивала и от других неукоснительного порядка. Возникали нестроения, для разрешения которых игумении и сестры обращались к своему архипастырю, святителю Филарету. При личных свиданиях, а также в своих письмах к ним святитель мудро наставлял монахинь на сохранение мира и порядка.

Еще при жизни Первоначальницы в Спасо-Бородинском монастыре был заложен соборный храм Владимирской Божией Матери (проект архитектора М.Д. Быковского). Достроен он был уже при игумении Сергии. 5 сентября 1859 г. преосвященным Леонидом (Краснопевковым), епископом Дмитровским состоялось его освящение. Этот величественный храм стал композиционным центром и высотной доминантой монастырского ансамбля.

В 1871 г. игумения Сергия была назначена настоятельницей Вознесенского первоклассного монастыря в Московском Кремле.

Схиигумения Алексия

Третьей настоятельницей монастыря стала строгая подвижница схиигумения Алексия, переведенная в Бородино из Серпуховского Владычного монастыря. С собой она привезла преподобную Рахиль, бывшую тогда еще рясофорной послушницей Павлой. Игумения Алексия оказалась деятельной и рассудительной. Доходы монастырь тогда имел очень маленькие — от 4 до 5 тысяч рублей в год. Однако спустя три года после своего назначения, настоятельница достроила заложенную еще при игумении Сергии одноярусную трапезную церковь в честь Крестителя Господня святого Иоанна Предтечи, обратив ее в двухъярусную и отделав «весьма изящно».

По воспоминаниям игумении Евгении (Озеровой), тогдашняя обитель была «совершенно пустынная (…) Несмотря, однако на трудности пути, по нему шествуют около 200 сестер всякого возраста и чина (…) Храм соборный великолепный. В малом виде по образцу Константинопольского храма Святой Софии Божией Премудрости (…) Спасская церковь маленькая, в том виде, как была устроена при самом начале монастыря… Филаретовская церковь построена в виде Киевских пещер, весьма маленькая. Около нее были зимние келии игумении Марии, где она и скончалась. В келии, где она окончила жизнь, устроена пред Распятием Господним неугасимая Псалтирь! Далее библиотека и архив. За ним аптека и в окончании корпуса больница для сестер на 6 кроватей, чистенькая, в порядке и довольствии. При больнице – келии смотрительницы и ее двух помощниц. Трапезная, вновь выстроенная, превосходная. В глубине – маленькая церковь в честь Св. Иоанна Предтечи – вождя и начальника пустынножителей. Здесь служба каждый вторник (…) Далее квасная, пряльня, рукодельная. Все устроено не для щегольства и наружного вида, но прочно, хозяйственно и разумно. Вообще обстановка монастыря строгая и благоустроенная».
Благодаря игумении Алексии в 1873 г. в монастыре появился свой причт: сестринским духовником стал священник строгой подвижнической жизни Николай Орлов.

С именем третьей настоятельницы связано монастырское предание, подтверждающее, насколько правильно игуменией Марией было найдено место гибели генерала Тучкова и что Спасская церковь действительно стоит над его прахом. Игумения Алексия, еще при жизни выбрав себе место упокоения за алтарем Спасского храма, увидела во сне молодого генерала, который сказал ей: «Не тебе здесь лежать, а мне!» Когда же матушка преставилась и стали рыть ей могилу, то нашли в земле генеральскую шпагу и эполеты. Тогда решили, что это - останки Александра Алексеевича Тучкова.

Игумения Филофея (Гежелинская) (1880-1899)

Четвертой настоятельницей обители стала игумения Филофея (Гежелинская). Будучи в возрасте 23-х лет, она поступила послушницей в тверской Христорождественский монастырь, а в 1872 г. перешла оттуда в Спасо-Бородинский монастырь, где заведовала аптекой и больницей. Через пять лет была назначена ризничьей.

Став игуменией, мать Филофея всеми силами старалась поддержать сложившийся общежительный монастырский уклад. Однако на этом пути, из-за тяжелого материального положения монастыря, возникали сложности. Денежные поступления в монастырскую казну были крайне скудными. Однажды игумении пришлось даже обратиться за материальной помощью к митрополиту Московскому и Коломенскому Иоанникию (Рудневу).

Сестры свято хранили и продолжали традиции милосердия, заложенные игуменией Марией. Поэтому Господь не оставлял обитель Своим попечением, да и молитвы Первоначальницы были не тщетны пред Богом. Несмотря на нехватку средств, монастырь помогал больным, сиротам и нуждающимся людям. Вот что писала бородинская игумения в своем донесении благочинному в 1886 г.: «Поселяне д. Семеновское (…) в простоте веры своей просят как святыню печеного хлеба, квасу и овощей для здоровья и получают оное, в благословение от обители. (…) Обитель часто призревает в своих стенах девочек малолетних, круглых сирот (…) их воспитывает, обучает закону Божию, чтению, письму, преподает нравственные правила благочестия, воспитывает их в страхе Божием. По достижении 16-летнего возраста им предоставляется право избрать себе род жизни, выйти в мир или остаться навсегда в обители (…) При монастыре находится странноприимная, где большею частью отдыхают безмездно странники, богомольцы, меньшая братия и поселяне дальних мест, шедших осенью на заработки в Москву, а в зимнее время призираются в оном заблудившиеся люди от вьюги и заносов снега, а также нетрезвые, кои могли бы замерзнуть на обширном Бородинском поле».

Игумения Филофея управляла обителью в течение девятнадцати лет. При ней начала свой подвиг старчества схимонахиня Сарра. Ей была дано послушание – принимать для беседы людей, прибывавших в монастырь. Бывали дни, когда число посетителей старицы доходило до 500 человек. Благодаря их усердным приношениям, материальное положение обители стало улучшаться.

Игумения Гавриила (1889–1906 гг.)

Преемницей игумении Филофеи стала игумения Гавриила, также дворянского звания. В Спасо-Бородинский монастырь она поступила еще в ранней молодости, здесь же была пострижена в монашество. Игумения горячо любила обитель. Около сорока лет она была регентом монастырского хора. При ней открылась вторая священническая вакансия. Благодаря притоку средств были вызолочены кресты над Владимирским собором, Спасским и Предтеченским храмами, построен новый корпус для рукодельной, новые кельи в монастыре и на монастырском хуторе, хозяйственная часть которого также была приведена в лучшее состояние. В 1901 г., на средства игумении, была открыта церковно-приходская школа на 30 девочек. Для этой цели она пожертвовала принадлежащий лично ей дом. Школа находилась за стеной обители, обучались в ней дети из окрестных деревень, преподавали в школе священник и одна монахиня.

Игумения Евгения (Прудникова) 1907–1911

Пятая игумения Евгения (Прудникова) жила в Бородинском монастыре с самого детства - она поступила сюда спустя год после смерти Первоначальницы; в молодости проходила клиросное и рукодельное послушание, а затем в течение целых тридцати лет была уставщицей.

Настоятельницей монастыря игумения Евгения стала в 1907 г. Строки из доклада епископа Можайского Василия дают представление о состоянии обители при ней: «Монастырь Бородинский принадлежит к числу небогатых. В его владении только сто десятин земли. Однако он почти общежительный с правами древних лавр. Каждая вступившая в монастырь должна наперед знать, что ей предстоит труд тяжелый. Все монахини и послушницы сами обрабатывают землю и исполняют, кроме кучерных и малярных работ на крышах – решительно все работы: в поле, в огороде, в саду, на колокольне, у ворот, в лазарете и келлиях больных стариц. Основою подвигов служит послушание. Своеволия не допускается, да его никто и не желает проявить (…) Монастырь Бородинский насчитывает около трехсот подвижниц. И в такой многолюдной среде не бывает почти ссор и пререканий (…) Во главе подвижниц стоит игуменья Евгения. Она уже 57-й год проводит в Бородинской обители и служит живою летописью ее. Старица единогласно была избрана на должность игуменьи за кротость, смирение и незлобие. Она любимица монахинь (…) Вообще монастырь хотя и не древний, но справедливо заслужил уже любовь и добрую славу своим благоустройством и высокою монашескою жизнью своих обитательниц».
Монастырь поддерживал путешественников, желающих осмотреть Бородинское поле. Из путеводителя Н.Н. Оболешева 1902 г. следует, что лучший пункт для ночлега на Бородинском поле - «странноприимный дом при Спасо-Бородинском монастыре, где, благодаря любезности и вниманию сестер-монахинь, можно получить, за скромную плату, чистую комнату и свежие молочные продукты, яйца и хлеб».

К концу XIX в. Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, клиросным хором сестер, обширной и прекрасно подобранной библиотекой и иконописной мастерской, но и подвижнической жизнью его насельниц. Особо почитаемыми из них были старицы-схимонахини Сарра и Рахиль.

До 1908 г. в Спасо-Бородинской обители старчествовала схимонахиня Сарра (Потемкина). Ее в ранней юности привез сюда известный русский подвижник, преподобный старец Зосима (Верховской) и поручил заботам Первоначальницы. Матушка Сарра с молодости получила болезнь ног – постепенно их свело так, что ступни уперлись в спину – и до конца жизни не могла ходить, при необходимости ее носили. С 1857 г. она уже не выходила из своей кельи. Прикованная к креслу, согнутая, такая маленькая, что «помещалась в бельевой корзинке», она почти не спала, проводя ночи в молитве и чтении священных книг. Людская молва о терпеливой страдалице и высоте ее духовных подвигов распространилась далеко от монастыря. Заметили, что слабая телесно, но сильная духом, она своей пламенной молитвой помогала страждущим людям, обращавшимся к ней за помощью. При четвертой настоятельнице – игумении Филофее – матушке Сарре было дано послушание – принимать народ. Всех она принимала с любовью, каждому давала мудрый совет, научала добродетелям, многие видели, что для нее открыто тайное. Матушка советовала всем чаще молиться, особенно прибегать к ходатайству Пресвятой Богородицы. Схимонахиня Сарра скончалась 20 июля 1908 г. в возрасте 96 лет, 83 из которых прожила в монастыре.

Игумения Ангелина (Курочкина). 1911–1924

Шестую игумению Ангелину (Курочкину) в сан возвел митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик. Она подвизалась в монастыре с 19 лет, а в 1886-1911 гг. заведовала там делопроизводством.
Игумения Ангелина управляла обителью как попечительная, любящая мать. Она взяла на себя бремя управления только лишь по убедительному настоянию сестер. Игумения стала для них примером терпения и жертвенного служения ближним.

Начало ее управления монастырем совпало с юбилейными мероприятиями к столетию Бородинского сражения. Организация их шла под личным наблюдением императора Николая II. На плечи игумении Ангелины легли тяжелые заботы по подготовке монастыря к юбилею и встрече высоких гостей.

Она управляла монастырем и в те годы, когда в официальных документах он назывался «сельхозартелью», испытывал притеснения, начиная с изъятия церковных ценностей и кончая «уплотнением» для расселения мирских людей, а также когда начались первые репрессии. В 1924 г. власть исключила из артели 38 монахинь в возрасте от 50 до 91 года за принадлежность «к религиозному культу».

Скорбь и труды по сохранению обители подорвали здоровье настоятельницы. Летом 1924 г. она тяжело заболела. Врачи обнаружили скоротечный рак. 1 сентября игумения Ангелина скончалась. Проститься с ней приезжал преосвященный Иннокентий, а отпевание возглавил епископ Борис (Рукин). Игумению Ангелину похоронили с левой стороны Спасского храма рядом с игуменией Филофеей. Как отмечали сестры, она была единственной настоятельницей, которая удостоилась отпевания с Архиереем.