Собор Владимирской иконы Божией матери Спасо-Бородинского монастыря
Собор Владимирской иконы Божией матери – главный храм Спасо-Бородинского монастыря. Он строился около восьми лет, в 1851-1859 гг. Возведение собора началось по инициативе основательницы и первой игуменьи монастыря М.М. Тучковой. Его архитектором стал Михаил Доримедонтович Быковский. Имя для собора было выбрано не случайно. Он построен в честь Владимирской иконы Божией Матери, в день почитания которой и произошло Бородинское сражение – 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) 1812 г. Эта связь передает мемориальный характер храма-памятника, созданного для поминовения всех погибших на поле боя.
В 1851 г. был утвержден план собора. Закладку совершил викарий Московский Филофей. Известный благотворитель Платон Васильевич Голубков одним из первых пожертвовал на его постройку 15.000 серебром. Денежную помощь оказали и офицеры Гвардейского и Гренадерского корпусов, солдаты, потомки героев Отечественной войны 1812 года. Строительство собора было завершен в 1858 г. Его освящение состоялось 26 августа 1859 г. викарием Московским Леонидом, епископом Дмитровским. Открытие храма было приурочено к празднованию 50-й годовщины Бородинского сражения.
Владимирский собор расположен в восточной части Спасо-Бородинской обители. Он является композиционным центром монастырского ансамбля и его высотной доминантой.
В величественных фасадах и интерьерах Владимирского собора прослеживаются аналоги с другими храмами-памятниками Отечественной войне 1812 г. Например, с проектом храма Христа Спасителя на Воробьевых горах архитектора А.Л. Витберга, с храмом Христа Спасителя архитектора К.А. Тона. За основу проекта М.Д. Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI в.
Памятник сложен из кирпича и отштукатурен, колоны и декоративные элементы выполнены из белого камня. Высота храма около 30м; основание - 26 м на 25 м.
Здание собора выполнено в эклектической форме. Эклектизм – это архитектурный стиль 19-20 вв., когда в одном произведении сочетаются элементы различных стилей. Во Владимирском соборе гармонично соединены как византийский стиль (он крестообразный в плане, четырехгранный, симметричный, центрический), так и классицизм (строгие линии и формы, симметрия фасадов, наличие колонн).
Обращает на себя внимание необычная высокая нижняя часть храма (подклет). Поскольку на ней нет архитектурного декора, то она воспринимается как мощный постамент.
Владимирский собор в плане крестообразный, четырехгранный и двухъярусный. Говоря на языке архитекторов, он представляет собой высокий двухъярусный четверик. По его бокам, с каждой стороны, находятся четыре одинаковых полукруглых выступа (апсиды) и четыре крыльца. Поверх четверика, на его плоской кровле, устроена открытая круговая галерея с проходами через угловые палатки. С нее открываются впечатляющие панорамы Бородинского поля.
Четверик венчает световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол. Собор пятиглавый. Но его пятиглавие необычное. Архитектор поставил боковые главки на четырехугольные башенки (пилоны) и расположил их далеко от центральной главы, по углам четверика. Они как бы уравновешивают большой центральный барабан. Благодаря такому решению, собор выглядит одновременно симметричным, центрическим и гармоничным.
Экстерьер, то есть художественный и архитектурный внешний вид Владимирского собора, отличается выразительной торжественностью. В убранстве фасада широко использованы белокаменные детали, рельефно выделяющиеся на фоне краснокирпичных стен. Высокий центральный подкупольный квадрат оформлен открытой галерей и двухъярусной аркадой, то есть одинаковыми по форме и размеру арками. Они отделаны искусственным мрамором. Фасады четверика оформлены пилястрами, напоминающими прямоугольные колонны. Стены, пилоны и подпружные арки, поддерживающие основной свод, отделаны карнизами и красивой рамочной окантовкой. Высокие окна и апсиды объединены непрерывным рядом ложных арок (аркатура). На фасаде четверика окна помещены в небольшие арочные ниши.
Богат и разнообразен интерьер храма, его внутреннее убранство. В 19 в. деревянный иконостас был облицован разноцветным мрамором и украшен колоннами. В алтаре и в арках были росписи, выполненные сестрами монастыря под руководством послушницы Веры (баронесса Боде, впоследствии игумения Валерия Страстного Московского монастыря). До революции на колоннах иконостаса по левую сторону размещался образ Владимирской иконы Божией Матери, украшенный бриллиантовыми крестами. Он был пожалован монастырю императрицей Марией Федоровной. По правую сторону – икона Тихвинской Божией Матери в богатой золоченой ризе (имя жертвователя неизвестно).
На правой стороне, на аналое – Владимирская икона Божией Матери в большом серебряном окладе, принесенная в дар обители одним из участников Бородинского сражения. На левой стороне - образ Иверской иконы Божией Матери, которым в 1940 г. игуменья Мария благословила при миропомазании юную цесаревну Марию Александровну. Эта икона по завещанию императрицы была возвращена в обитель.
Монастырь был расписан художником Дмитрием Семеновичем Стеллецким к празднованию 100-летия Бородинской битвы в 1912 г. К сожалению, эта живопись не дошла до наших дней. В ходе реставрационных работ, проводившихся в 2002-2003 гг., она была полностью обновлена. Современная живопись выполнена акриловыми красками в академической манере. В куполе центрального барабана изображен «Господь Вседержитель». В нижнем ярусе помещены фигуры апостолов.
Владимирский собор был закрыт в 1928 г. С этого времени он использовался под нужды различных организаций. В конце 1941 г. – в начале 1942 г., во время битвы за Москву, здание собора сильно пострадало от многочисленных артиллерийских обстрелов. За годы советской власти почти полностью было утрачено внутреннее убранство храма, живопись, разрушено западное крыльцо. Реставрация собора проводилась с 1972 г. В 1975 г. собор был передан Бородинскому военно-историческому музею- заповеднику. Реставрационные работы по восстановлению фасадов здания были завершены в 1989 г. Богослужение в соборе возобновлено в 1992 г.
В 2000 г. был воссоздан иконостас, обновлена живопись алтаря и центрального купола. В 2012 г. проведена масштабная реставрация собора. Были позолочены кресты, заменены кровля, окна, двери, лестницы, система отопления и освещения собора. Велись работы по обновлению настенной живописи.